Очень часто обидные прозвища приклеиваются к нам из-за особенностей нашей
внешности или «говорящей» фамилии. Обзывание — это всегда испытание нашего «Я»
на психологическую прочность». Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры:
«рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. В
такие моменты можно начать чувствовать себя неполноценным, потеряет уверенность
в себе. Но не надо забывать, что нас окружают еще и другие люди, чьим мнением мы
дорожим (учитель, родители), и все обидные прозвища могут звучать совсем
по-другому, например: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный
стал!» или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У
тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то что я —
курносый...»
И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти
невозможно, то бороться с ними необходимо.
Как можно и нужно реагировать на обзывания.
Никак
не реагировать (игнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно
сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет
одноклассник. Не отзывайся, пока не обратится по имени, сделай вид, что не
понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве
меня звал?»
Отреагировать
нестандартно. Обзывающийся всегда ожидает получить от жертвы определенную
реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь
агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что
я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или
посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».
Объясниться.
Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это
слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?», т.к. иногда обзываются шутки ради,
чтобы повеселить окружающих, а не обидеть товарища.
Не
поддаваться на провокацию. Бывают случаи, когда ребята устраивают травлю и гоняются
за одноклассником, обзывая его. Естественно на его месте каждый начал бы злиться
и может бросаться на них с кулаками. Но это только веселит окружающих. В этом
случае можем предложить попробовать в
следующий раз не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и
спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».
Не
позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью
обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием
«брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому
что «трус», «размазня», ставя его таким образом перед выбором: или он
согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или
подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком»
и «трусом».
Следует обратить
внимание на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться,
взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим
или сохранить самоуважение.
Ответить.
Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с
обидчиком на равных. На обидные слова отвечают словами и помните, что если вас
обзывают решать дело кулаками не стоит.
Отговориться.
Иногда очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку —
своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает
не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие
(хотя бы внешнее), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее
слово в этом случае остается за пострадавшим.
Вот примеры отговорок.
1) Черная касса —
Ключ у меня,
кто обзывается —
сам на себя!
2) Чики-траки — стеночка!
(Рукой ставится преграда между
собой и обзывающим.)
3) Шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил!
4) Кто так обзывается — сам так
называется!
5) — Дурак!
— Приятно познакомиться, а меня
Петя зовут.
Все отговорки стоит произносить
спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.
Притча «Молчание»
Будда как-то проходил мимо одной деревни,
где собралось несколько человек – его противников, которые принялись горячо и
злобно оскорблять Будду. Он слушал молча очень спокойно. И из-за этого
спокойствия им стало как-то не по себе.
Возникло неловкое чувство: они оскорбляют
человека, а он слушает их как музыку. Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде: «В чем
дело? Ты что, не понимаешь, что мы тебе говорим?»
«понимаю, поэтому и молчу. Из-за вашей
глупости я не могу наказывать себя. Ваше
дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет – в
этом моя свобода. Вы не можете мне их навязывать. Можете забрать их себе. Я
просто отказываюсь их принимать!»
|