Уважаемые родители! От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть
успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи
психологическое самочувствие.
Кроме физической, необходима общая психологическая готовность
к обучению в школе. Составными компонентами психологической готовности являются
личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая сферы.
Личностная
и социально-психологическая готовность к
школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной
позиции школьника. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность заключается в приобретении
определенного кругозора, запасе конкретных знаний, понимание общих
закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Волевая
готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что
от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять
своим поведением, умственной деятельностью.
На практике
готовность ребенка к обучению в школе оценивается уровнем развития у него таких
личностных показателей, как память, внимание, общий интеллект, развития навыков
счета и конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу, мелкой
моторики.
Психологическая поддержка во время школьного обучения -
проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка
к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности
родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.
Главная
забота родителей - поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое.
Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: « Что было
интересного в школе?» «Ничего интересного», - отвечает. « Так не бывает. Ты же
узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило». Ребенок
напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но
вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет
забавную сценку, случившуюся на перемене.
Ваше участие
и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей
ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в
дальнейшем.
Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии
ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания. Не
сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или
наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он
есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь,
например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите
предлагать ему помощь. Дайте ему почувствовать себя повзрослевшим. С пониманием
относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже
если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что
высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно
повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» - кроме раздражения с обеих сторон, ничего не
вызовут. Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом
после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много
времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное
испытание для родителей - испытание их жизненной стойкости, доброты,
чуткости.
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет
ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут
ребенку справиться со всеми трудностями.
Психологически родители должны быть готовы не только к
трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка. Часто бывает, что, хваля ребенка,
мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в
бочку меда: « А что Антон подучил? Пятерку? Вот молодец! Он по-моему, еще не
получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают…)
Вместо этих
высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и
закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь
постараться.
Очень важно,
чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это
определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы,
планируя какую-либо деятельность.
Итак, ваша поддержка. Вера в ребенка, в его успех
помогут ему преодолеть все препятствия.
Желаем успехов!
|