Старайтесь эмоционально поддерживать своего ребенка. Не
говорит е ему: «Другие дети могут, а ты – неспособный». Скажите ему, что у него
получается неплохо, хотя есть и отдельные недостатки. Но ведь он для того и
учится, чтобы получилось замечательно. Обязательно отмечайте его успехи.
Покажите ему, что вы «с ним вместе». Подчеркивайте его позицию школьника,
взрослого.
- Не
старайтесь выполнять за ребенка его задание: ему нужно постепенно
научиться работать самому. Помогайте ему оценить результаты его работы
самому. Это очень важное умение – научиться оценивать свою работу. Если он
сделал ошибки, пусть попробует найти их самостоятельно. Если ребенок
испытывает затруднения, помогите ему (по принципу «горячо-холодно»). Если
вы видите, что ваш ребенок увлечен работой – отойдите от него на время. Но
в конце обязательно совместно с ним оцените его труд.
- Длительность
занятий с ребенком в первом классе не должна превышать 15-20 минут. В общей
сложности за день время занятий не должно превышать 60 минут.
- При
тренировке чтения желательно, чтобы ребенок читал по 15-20 минут, но
каждый день. Тоже касается письма.
- Не
заставляйте ребенка «вначале потренироваться на черновике». Он быстро
устанет и писать будет все хуже. Утомительный монотонный труд только
отваживает от учения. Если вы делаете домашнее задание «с черновиком»,
ребенок обязательно должен отдохнуть после этого труда.
- При
письме важно, чтобы ребенок проговаривал звуки слова. Пусть он «бубнит» -
это полезный навык на начальном этапе обучения письму и дополнительная
гарантия, что он не напишет букве лишнюю «палочку»
- Позвольте
своему ребенку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно:
некоторые дети даже в первом классе все еще недостаточно фантазируют,
недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребенку научиться играть.
Стимулируйте своего ребенка к занятиям через совместную с вами игру на
первых порах, например, игру «в школу».
Педагогический опыт и
исследования психологов показывает, что успешно приспосабливаются к школе те
дети, которые научились хорошо играть в игры «с правилами» или ролевые игры.
Это такие игры как «Дочки-матери», «Магазин» и т.п. Если ребенок не умеет или
не любит играть с ребятами, или в игре всегда предпочитает «выгодные» роли –
это может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к
школьным правилам. В этом случае желательно, пользуясь всякой возможностью,
научить играть своего ребенка: поиграйте сами со своим ребенком. Ролевые игры
не только формируют у ребенка умение управлять своим «хочу» и «надо», но и
развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на
место другого.
|